ФГОС 2021 Печать

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее - НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам. Учащиеся 1-х и 5-х классов текущего учебного года переходят на новый стандарт с согласия родителей.

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1-4 классы);
  • ФГОС основного общего образования (5-9 классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 классы);

Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Первое поколение ФГОС

Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО - в 2009 году, для ООО - в 2010 году, а для СОО - в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений), то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».

  • Знание - ученик активно участвует в процессе получения знаний.
  • Обучение - работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
  • Учение - чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 
  • Сотрудничество - ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Новые ФГОС 2021 обновляют старые стандарты. Ключевое отличие новой редакции ФГОС - конкретизация. Каждое требование раскрыто и чётко сформулировано. 

Основные изменения:

Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

Сделан акцент на развитие «мягких» навыков - метапредметных и личностных.

Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами. 

Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углублённое изучение отдельных учебных предметов. 

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

При этом не идёт речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Единство обучения и воспитания.

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. 

Второй иностранный язык

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учётом мнения родителей и возможности школы.

« Назад

Госуслуги
Госуслуги29
dnevnik.png
Национальные проекты
Музей истории образования на Архангельском Севере
teldov.jpg
добро.рф
Решаем вместе
Есть вопрос?
Контактная информация

Наш адрес:
163044 г. Архангельск, ул. Стивидорская, д.11
Телефон: 89062844034
E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Официальный сайт: http://www.school73.ru