Воспитательная программа «Сторона родная» долгосрочная:
воспитательный цикл, в который включен ребенок с 1 по 9-й класс, составляет 9
лет.
Цель программы: приобщение детей к общечеловеческим
ценностям и культуре своего народа.
Задачи программы:
- интеллектуальные : вооружить ребенка необходимыми и
достаточными знаниями о духовных ценностях, культуре, истоках своего народа.
- эмоционально-нравственные: сформировать историческую
память, чувство любви к родному краю.
- действенно-практические: подготовить детей к
самостоятельной жизни в обществе, на основе овладения ремеслами,
гигиеническими, спортивно- оздоровительными и туристическими навыками и
умениями.
Структура программы имеет свои особенности. Она разбита на 4
блока, которые хронологически соответствуют учебным четвертям. Работа строится
в двух направлениях:
а) по горизонтали – когда общая для всего года тема «Сторона
родная» получает развитие в темах блоков в каждой четверти,
б) по вертикали – когда сквозная тема развертывается и
усложняется по мере перехода детей из класса в класс, с учетом возрастных
особенностей.
Таким образом, обеспечивается движение от простого к
сложному, от познания отдельных фактов и явлений - к познанию закономерностей,
от неумения - к приобретению различных жизненно-практических навыков.
Содержание программы включает в себя изучение истории
родного края, народной культуры, традиций, генеалогического древа семьи
школьника, освоение ремесел, приобщение к основам здорового образа жизни,
бережному отношению к природе и т.д.
Достоинством программы является ее органичное единство с
учебным процессом. Все учебные программы откорректированы в соответствии с
национально-региональным компонентом, что способствует интеграции урочной и
внеурочной деятельности в рамках воспитательной программы «Сторона родная».
Ее содержание реализуется в разнообразных формах, ставших
уже традиционными: КВН, брейн-ринг, вечера поэзии, праздники, интеллектуальные
игры, викторины, конкурсы, инсценировки, турниры, аукционы, творческие работы.
Подготовка к итоговому коллективному творческому делу – это достаточно длительный
процесс, который позволяет каждому ребенку найти свое место в деле, проявить
способности, общаться со сверстниками, учителями, родителями, руководителями
кружков, обогащаясь нравственно и познавательно. Участвуя в заключительных
играх программы «Сторона родная» дети проявляют свои умения и таланты, с
удовольствие участвуют в них и как артисты, и как зрители.
В помощь классным руководителям по блокам программы
разработаны методические рекомендации. По каждой теме четверти определяются
основные задачи, содержание темы, возможные формы работы с детьми, предлагается
список рекомендуемой литературы.
Результат: Внедрение программы позволило сделать
воспитательный процесс целенаправленным, управляемым, эффективным. Приобщение учащихся к ценностям культуры, развитие
творческого потенциала, способностей, оказание помощи в жизненном
самоопределении, самореализации в школе, в семье, в окружающей среде, забота о здоровье детей, их социальная
защита – эти и другие важнейшие задачи позволяет решать школьная воспитательная
программа. Она способствует укреплению связи школы с семьями учащихся –
родители учеников являются участниками всех школьных воспитательных
мероприятий.
Учебно-воспитательная
программа
«СТОРОНА РОДНАЯ» в
1-4 классах
Цель:
формирование у детей исторической памяти; приобщение детей к общечеловеческим ценностям:
природа, жизнь, семья, здоровье; приобщение к культуре своего народа.
I четверть «Истоки».
Задача:
познакомить с историей родного края и его сегодняшним днем.
Содержание блока:
1 класс
- Знать:
1) местонахождение площадок
поселка Цигломень и Кирпичного завода;
2) назначение детских площадок;
- Понаблюдать за предметами, находящимися
на детских площадках поселка Цигломень и Кирпичного завода (количество, цвет,
материал из которого они изготовлены).
2 класс.
- Знать:
1) названия и расположение
улиц поселка Цигломень,
2) истории возникновения улиц в поселке,
3) о заслугах людей, чьи имена носят улицы поселка.
3 класс.
- Знать названия предприятий и
организаций поселка Цигломень и Кирпичного завода, их историю и продукцию,
которую на них производят.
4 класс.
- Изучить историю поселка Цигломень
с момента его основания и до наших дней.
II четверть «Родство».
Задача:
познакомить с традициями русского Домостроя.
Содержание
блока:
1 класс
- Знать:
1)термины родства:
отец, мать, сын, дочь, дядя, тетя, племянник, племянница, внук, внучка,
бабушка, дедушка., брат, сестра;
2) пословицы, поговорки, песни о семье;
3) семейные праздники.
- Принести предметы или
рисунки, отображающие хобби какого-либо члена семьи.
2 класс.
- Знать названия предметов
быта поморов, уметь определить их на рисунке.
- Знать поморские слова,
характеризующие явления природы: сиверко, сполохи, вёдро и др.
3 класс.
- Знать:
1) названия частей северного
народного костюма, уметь отличить будничную одежду северян от праздничной и
рабочей;
2) виды рукоделия и приспособления для рукоделия: прялка, веретено,
чесало и др.;
3) названия предметов домашнего обихода: чугунок, ухват, ендова
и др.;
4) обереги и их значение;
5) названия старинных поморских игрушек: шаркунок,
кукла.
- Разучить колыбельную песню.
4 класс.
- Разучить северные песни, игры.
- Знать:
1) виды северных ремесел;
2) названия предметов одежды северян;
3) народные праздники: Пасха, Рождество,
Масленица, Покров Пресвятой Богородицы и их символы;
4) поморские традиции.
III четверть «Здоровье».
Задача:
познакомить с правилами здорового образа жизни, спортивными песнями, северными играми,
именами северян-чемпионов и их достижениями в спорте.
класс
|
тема
|
название итоговой игры
|
1
|
Подвижные северные игры.
|
Ключи от форта Байярд.
|
2
|
В здоровом теле — здоровый дух.
|
Робинзонада.
|
3
|
Песни о спорте.
|
Зов джунглей.
|
4
|
Северяне чемпионы.
|
Последний герой.
|
Содержание блока:
1 класс
- Познакомиться с играми народов
Севера.
- Разучить одну из игр.
2 класс
- Познакомиться с правилами
здорового образа жизни.
3 класс
- Разучить спортивные песни (внутри
каждого класса можно разделиться на маленькие группы, каждая из которых будет
разучивать по куплету любых спортивных песен).
4 класс
- Найти материал по теме
«Северяне-чемпионы», познакомиться с ним.
IV четверть «Родники».
Задача:
расширение кругозора детей, привлечение внимания к народным ремеслам, знакомство
с литературой Севера.
Итоговое
дело: игровая программа.
Содержание
блока:
1 класс
- Названия животных Севера, их
повадки, внешний вид, следы, чем питаются, где живут, значение данных животных
в жизни человека, животные из «Красной книги» Архангельской области, упоминание
о животных в северной литературе.
2 класс.
- Названия растений Севера, их,
внешний вид, где растут, значение данных растений в жизни человека, растения
из «Красной книги» Архангельской области, лекарственные растения Севера,
упоминание о растениях в северной литературе.
3 класс.
- Виды северных ремесел, разнообразие
северных росписей (пермогорская, мезенская), каргопольская глиняная игрушка,
холмогорская резьба по кости.
4 класс.
- Прочитать произведения о Севере
для детей:
- И.Полуянов «Барабанщики весны»
- В.Беднов «Веселые стекольщики»
- Ф.Лев «У самого Белого моря»
- Ф.Абрамов «Алые олени»
- М.Попов «История перламутровой раковины»
- «Берестяная история»
- П.Вишнев «Юнги»
- Выучить стихи В.Беднова, О.Фокиной,
Н.Рубцова о природе, об Архангельске, о Севере, о поморах, о северных реках.
- Знать фамилии поэтов, писателей
и сказочников Севера, создавших произведения для детей.
- Оформить обложки (фото, рисунки)
книг для детей.
Каждое
итоговое дело оценивается по следующим критериям:
- содержание
- качество выполнения работы
- объем
- творческий подход к делу.
Итог
путешествия по программе «Сторона родная» подводится в конце учебного года по сумме
баллов, полученных на четырех этапах.
Учебно-воспитательная
программа
«СТОРОНА РОДНАЯ» в
5-9 классах
Класс
|
Задание к блоку «Истоки»
|
5
|
«Мы по городу идем»
-
Название и расположение улиц города Архангельска.
-
Местонахождение культурных учреждений города – музеев,
библиотек, театров, дворцов, памятников архитектуры и скульптуры.
-
Промышленные предприятия города и их продукция
-
Писатели, жившие в нашем городе.
Итоговое дело - Звездный час «Мы по городу идем»
|
6
|
«Наш земляк М.В. Ломоносов»
-
Биография Ломоносова.
-
Научные открытия Ломоносова в различных областях знаний
-
Места в городе и области, связанные с именем М.В.
Ломоносова.
Итоговое дело- Брейн-ринг «Наш земляк Ломоносов»
|
7
|
«Памятники истории и архитектуры г. Архангельска и
области»
-
Архитектурные и скульптурные памятники города.
-
Здания современной архитектуры.
-
Исторические места области: о. Мудьюг,
-
Соловецкий монастырь, с. Ломоносово, г. Каргополь, д.
Вавчуга.
Итоговое дело - Интеллектуальный аукцион «Край-шанс»
|
8
|
«История г. Архангельска»
-
История возникновения города, развитие города
-
Деятели науки, культуры северного края
Итоговое дело - Игра «Бросай-ка»
|
9
|
«Великие люди Севера»
-
Люди, связанные с историей нашего края (мореплаватели,
участники экспедиций, отправлявшихся из города, деятели науки и культуры)
Итоговое дело - звездный час «Великие люди Севера»
|
класс
|
Задание к блоку «Родники»
|
5
|
«Сказки Белого моря»
- Чтение сказок Писахова, «Золотой ларец» Попова
-
Конкурс написания сказки
-
Инсценировка сказки
-
Знание поморского словаря.
Итоговое дело - творческий праздник «Сказки Белого моря»
|
6
|
«Поэзия родного края»
-
Знакомство с творчеством и биографией поэтов: О. Фокиной,
Н. Рубцова, В. Беднова, Д. Ушакова, А. Левушкина
-
Конкурс газет «Поэзия родного края»
-
Конкурс рисунков «Красота родного края»
-
Конкурс юных дарований «Родничок» (проба поэтического
пера)
-
Конкурс чтецов по разделам:
- Красота родной земли - Будни поморского труда
- История страны в поэзии - Архангельск в поэзии
Итоговое дело - литературный вечер «Поэзия родного края»
|
7
|
«Северные сказители»
-
Знакомство с северными былями, сказаниями, былинами,
бывальщинами.
-
Знакомство с авторами и исполнителями былин (Шергин,
Кривополенова, Крюкова, Голубкина и др.)
-
Выпуск литературного бюллетеня об авторах и исполнителях
былин
-
Инсценировка любого произведения Б. Шергина
Итоговое дело - литературный вечер «Северные сказители»
|
8
|
«Писатели Севера»
-
Знакомство с северными писателями и их произведениями:
- Е. Коковин «Детство в Соломбале», рассказы
- Е. Богданова «Ожерелье Иомалы», «Вьюга», «Лодейный кормщик»
- Н. Блинов «Костер и парус»
- Ф. Абрамов «Рассказы»
-
Инсценировка -загадка по произведениям северных
писателей
Итоговое дело - брейн –ринг «Писатели Севера»
|
9
|
«Жемчужина Севера»
-
Приготовить конкурсную фольклорную программу, используя
праздники народного календаря и различные формы фольклора:
-
Русские народные игры, хороводы, частушки, припевки,
прибаутки, заклички, пословицы, приметы, северные песни
Итоговое дело - фестиваль «Жемчужина Севера»
|
класс
|
Задание к блоку «Родство»
|
5
|
«Тайна твоего имени»
-
Знакомство с именами Древней Руси.
-
Отношение христианства к имятворчеству.
-
Влияние революции 1917 г. на выбор имен.
-
Самые распространенные имена на данный момент, в том числе
и в классе.
-
Защита самых распространенных имен мальчика и девочки в
творческой форме.
-
Выпуск газеты (информация, которую удалось узнать при
подготовке; что означают и откуда пришли имена детей в классе).
Итоговое дело - праздник-конкурс «В мире имен»
|
6
|
«Семья – семь я»
-
Каждый ученик составляет свою родословную
-
Рассказ о «фирменном» блюде семьи (рецепт также
оформляется).
-
Принести вещи, поделки, которые сделаны руками членов
семьи. Уметь о них рассказать.
-
Повторить пословицы и поговорки о семье, доме, хозяйстве.
Итоговое дело - игра по станциям «Твоя родословная»
|
7
|
«Кто чья родня»
-
Познакомиться с тем как называют родственников, кто кому
кем приходится.
-
Узнать об особенностях таких обрядов и праздников как
крестины, свадьба, масленица.
-
Вспомнить песни, связанные с этими праздниками и обрядами,
а также частушки, в которых упоминаются родственники ( можно сочинить свои).
Итоговое
дело - интеллектуальная игра «Удача»
|
8
|
«Праздники народного календаря»
-
Знакомство с месяцесловом – земледельческим календарем.
-
Знакомство с основными праздниками народного календаря,
приметами, традициями, связанными с ними.
Итоговое дело - «Праздничный калейдоскоп»
|
9
|
«Семейная экономика»
-
Представление команд, приветствие соперникам, болельщикам,
жюри. (5 мин.)
-
Домашнее задание «Семья и рынок». Каждая команда готовит д/з, как трудно живется семье в
таких сложных условиях рынка. Как быть? Как жить? (представление 10 мин.)
Итоговое дело - КВН «Семья и рынок»
|
класс
|
Задание к блоку «Здоровье»
|
5
|
«Природа – наш дом»
-
Для чего нужен режим дня?
-
На что способен наш организм?
-
Как поддержать здоровье зимой?
-
Какое питание нужно для растущего организма?
-
Как избегать неприятных стрессовых ситуаций?
-
Как сохранить окружающую среду, из которой мы получаем
пищу и лечебные средства.
Итоговое дело - игра по станциям «Природа – наш дом»
|
6
|
«По следам Робинзона»
-
Как не навредить природе, когда мы остаемся с ней один на
один (например, в походе).
-
Как правильно вести себя в лесу, у водоемов?
-
Как правильно разводить костер?
-
Как оказать первую медицинскую помощь?
-
Как преодолеть препятствия и не заблудиться в пути?
Итоговое дело - эстафета туристического мастерства
|
7
|
«Музей вредных привычек»
-
Что вредит детскому организму?
-
Почему так вредно влияние никотина, алкоголя, токсических
веществ на растущий организм?
-
Какие существуют другие вредные привычки?
Итоговое дело - КВН «Вредные привычки»
|
8
|
«За здоровый образ жизни»
-
Какие опасности ожидают взрослеющих детей из-за
необдуманных поступков и их последствий (венерические заболевания,
беременность и т.д.).
|
9
|
«В мире тысячи профессий»
-
Профориентационная работа с учащимися в течении года
-
Знание учебных заведений города, значение приобретенной
профессии, соответствие выбранной профессии
-
Подготовка рисованного фильма или защита профессии в
творческой форме.
Итоговое дело - конкурс
рисованных фильмов о профессиях или защита профессий.
|
|