Главная arrow Воспитательная работа arrow Воспитательная работа
Воспитательная программа «Сторона родная» Печать
Воспитательная программа «Сторона родная» долгосрочная: воспитательный цикл, в который включен ребенок с 1 по 9-й класс, составляет 9 лет.

Цель программы: приобщение детей к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа.

Задачи программы:

  • интеллектуальные : вооружить ребенка необходимыми и достаточными знаниями о духовных ценностях, культуре, истоках своего народа.
  • эмоционально-нравственные: сформировать историческую память, чувство любви к родному краю.
  • действенно-практические: подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе, на основе овладения ремеслами, гигиеническими, спортивно- оздоровительными и туристическими навыками и умениями.

Структура программы имеет свои особенности. Она разбита на 4 блока, которые хронологически соответствуют учебным четвертям. Работа строится в двух направлениях:

а) по горизонтали – когда общая для всего года тема «Сторона родная» получает развитие в темах блоков в каждой четверти,

б) по вертикали – когда сквозная тема развертывается и усложняется по мере перехода детей из класса в класс, с учетом возрастных особенностей.

Таким образом, обеспечивается движение от простого к сложному, от познания отдельных фактов и явлений - к познанию закономерностей, от неумения - к приобретению различных жизненно-практических навыков.

Содержание программы включает в себя изучение истории родного края, народной культуры, традиций, генеалогического древа семьи школьника, освоение ремесел, приобщение к основам здорового образа жизни, бережному отношению к природе и т.д.

Достоинством программы является ее органичное единство с учебным процессом. Все учебные программы откорректированы в соответствии с национально-региональным компонентом, что способствует интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках воспитательной программы «Сторона родная».

Ее содержание реализуется в разнообразных формах, ставших уже традиционными: КВН, брейн-ринг, вечера поэзии, праздники, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, инсценировки, турниры, аукционы, творческие работы.

Подготовка к итоговому коллективному  творческому делу – это достаточно длительный процесс, который позволяет каждому ребенку найти свое место в деле, проявить способности, общаться со сверстниками, учителями, родителями, руководителями кружков, обогащаясь нравственно и познавательно. Участвуя в заключительных играх программы «Сторона родная» дети проявляют свои умения и таланты, с удовольствие участвуют в них и как артисты, и как зрители.

В помощь классным руководителям по блокам программы разработаны методические рекомендации. По каждой теме четверти определяются основные задачи, содержание темы, возможные формы работы с детьми, предлагается список рекомендуемой литературы.

Результат: Внедрение программы позволило сделать воспитательный процесс целенаправленным, управляемым, эффективным.  Приобщение учащихся к ценностям культуры, развитие творческого потенциала, способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, самореализации в школе, в семье, в окружающей  среде, забота о здоровье детей, их социальная защита – эти и другие важнейшие задачи позволяет решать школьная воспитательная программа. Она способствует укреплению связи школы с семьями учащихся – родители учеников являются участниками всех школьных воспитательных мероприятий.

Учебно-воспитательная программа

«СТОРОНА РОДНАЯ» в 1-4 классах

Цель: формирование у детей исторической памяти; приобщение детей к общечеловеческим ценностям: природа, жизнь, семья, здоровье; приобщение к культуре своего народа.

I четверть «Истоки».

Задача: познакомить с историей родного края и его сегодняшним днем.

 

Содержание блока:

1 класс

  • Знать:
    1) местонахождение площадок поселка Цигломень и Кирпичного завода;
    2) назначение детских площадок;
  • Понаблюдать за предметами, находящимися на детских площадках поселка Цигломень и Кирпичного завода (количество, цвет, материал из которого они изготовлены).

2 класс.

  • Знать:
    1) названия и расположение улиц поселка Цигломень,
    2) истории возникновения улиц в поселке,
    3) о заслугах людей, чьи имена носят улицы поселка.

3 класс.

  • Знать названия предприятий и организаций поселка Цигломень и Кирпичного завода, их историю и продукцию, которую на них производят.

4 класс.

  • Изучить историю поселка Цигломень с момента его основания и до наших дней.

 II четверть «Родство».

Задача: познакомить с традициями русского Домостроя.

Содержание блока:

1 класс

  • Знать:
    1)термины родства: отец, мать, сын, дочь, дядя, тетя, племянник, племянница, внук, внучка, бабушка, дедушка., брат, сестра;
    2) пословицы, поговорки, песни о семье;
    3) семейные праздники.
  • Принести предметы или рисунки, отображающие хобби какого-либо члена семьи.

2 класс.

  • Знать названия предметов быта поморов, уметь определить их на рисунке.
  • Знать поморские слова, характеризующие явления природы: сиверко, сполохи, вёдро и др.

3 класс.

  • Знать:
    1) названия частей северного народного костюма, уметь отличить будничную одежду северян от праздничной и рабочей;
    2) виды рукоделия и приспособления для рукоделия: прялка, веретено, чесало и др.;
    3) названия предметов домашнего обихода: чугунок, ухват, ендова и др.;
    4) обереги и их значение;
    5) названия старинных поморских игрушек: шаркунок, кукла.
  • Разучить колыбельную песню.

4 класс.

  • Разучить северные песни, игры.
  • Знать:
    1) виды северных ремесел;
    2) названия предметов одежды северян;
    3) народные праздники: Пасха, Рождество, Масленица, Покров Пресвятой Богородицы и их символы;
    4) поморские традиции.

III четверть «Здоровье».

Задача: познакомить с правилами здорового образа жизни, спортивными песнями, северными играми, именами северян-чемпионов и их достижениями в спорте.

класс

тема

название итоговой игры

1

Подвижные северные игры.

Ключи от форта Байярд.

2

В здоровом теле — здоровый дух.

Робинзонада.

3

Песни о спорте.

Зов джунглей.

4

Северяне чемпионы.

Последний герой.

 

 

Содержание блока:

1 класс

  • Познакомиться с играми народов Севера.
  • Разучить одну из игр.

2 класс

  • Познакомиться с правилами здорового образа жизни.

3 класс

  • Разучить спортивные песни (внутри каждого класса можно разделиться на маленькие группы, каждая из которых будет разучивать по куплету любых спортивных песен).

4 класс

  • Найти материал по теме «Северяне-чемпионы», познакомиться с ним.

IV четверть «Родники».

Задача: расширение кругозора детей, привлечение внимания к народным ремеслам, знакомство с литературой Севера.

Итоговое дело: игровая программа.

Содержание блока:

1 класс

  • Названия животных Севера, их повадки, внешний вид, следы, чем питаются, где живут, значение данных животных в жизни человека, животные из «Красной книги» Архангельской области, упоминание о животных в северной литературе.

2 класс.

  • Названия растений Севера, их, внешний вид, где растут, значение данных растений в жизни человека, растения из «Красной книги» Архангельской области, лекарственные растения Севера, упоминание о растениях в северной литературе.

3 класс.

  • Виды северных ремесел, разнообразие северных росписей (пермогорская, мезенская), каргопольская глиняная игрушка, холмогорская резьба по кости.

4 класс.

  • Прочитать произведения о Севере для детей:
    - И.Полуянов «Барабанщики весны»
    - В.Беднов «Веселые стекольщики»
    - Ф.Лев «У самого Белого моря»
    - Ф.Абрамов «Алые олени»
    - М.Попов «История перламутровой раковины»
    - «Берестяная история»
    - П.Вишнев «Юнги»
  • Выучить стихи В.Беднова, О.Фокиной, Н.Рубцова о природе, об Архангельске, о Севере, о поморах, о северных реках.
  • Знать фамилии поэтов, писателей и сказочников Севера, создавших произведения для детей.
  • Оформить обложки (фото, рисунки) книг для детей.

Каждое итоговое дело оценивается по следующим критериям:

  • содержание
  • качество выполнения работы
  • объем
  • творческий подход к делу.

Итог путешествия по программе «Сторона родная» подводится в конце учебного года по сумме баллов, полученных на четырех этапах.

Учебно-воспитательная программа

«СТОРОНА РОДНАЯ» в 5-9 классах

Класс

Задание к блоку «Истоки»

5

«Мы по городу идем»

  • Название и расположение улиц города Архангельска.
  • Местонахождение культурных учреждений города – музеев, библиотек, театров, дворцов, памятников архитектуры и скульптуры.
  • Промышленные предприятия города и их продукция
  • Писатели, жившие в нашем городе.

Итоговое дело - Звездный час «Мы по городу идем»

 

6

«Наш земляк М.В. Ломоносов»

  • Биография Ломоносова.
  • Научные открытия Ломоносова в различных областях знаний
  • Места в городе и области, связанные с именем М.В. Ломоносова.

Итоговое дело- Брейн-ринг «Наш земляк Ломоносов»

7

«Памятники истории и архитектуры г. Архангельска и области»

  • Архитектурные и скульптурные памятники города.
  • Здания современной архитектуры.
  • Исторические места области: о. Мудьюг,
  • Соловецкий монастырь, с. Ломоносово, г. Каргополь, д. Вавчуга.

Итоговое дело - Интеллектуальный аукцион «Край-шанс»

8

«История г. Архангельска»

  • История возникновения города, развитие города
  • Деятели науки, культуры северного края

Итоговое дело - Игра «Бросай-ка»

9

«Великие люди Севера»

  • Люди, связанные с историей нашего края (мореплаватели, участники экспедиций, отправлявшихся из города, деятели науки и культуры)

Итоговое дело - звездный час «Великие люди Севера»

класс

Задание к блоку «Родники»

5

«Сказки Белого моря»

  • Чтение сказок Писахова, «Золотой ларец» Попова
  • Конкурс написания сказки
  • Инсценировка сказки
  • Знание поморского словаря.

Итоговое дело - творческий праздник «Сказки Белого моря»

6

«Поэзия родного края»

  • Знакомство с творчеством и биографией поэтов: О. Фокиной, Н. Рубцова, В. Беднова, Д. Ушакова, А. Левушкина
  • Конкурс газет «Поэзия родного края»
  • Конкурс рисунков «Красота родного края»
  • Конкурс юных дарований «Родничок» (проба поэтического пера)
  • Конкурс чтецов по разделам:
    - Красота родной земли - Будни поморского труда
    - История страны в поэзии - Архангельск в поэзии

Итоговое дело - литературный вечер «Поэзия родного края»

7

«Северные сказители»

  • Знакомство с северными былями, сказаниями, былинами, бывальщинами.
  • Знакомство с авторами и исполнителями былин (Шергин, Кривополенова, Крюкова, Голубкина и др.)
  • Выпуск литературного бюллетеня об авторах и исполнителях былин
  • Инсценировка любого произведения Б. Шергина

Итоговое дело - литературный вечер «Северные сказители»

8

«Писатели Севера»

  • Знакомство с северными писателями и их произведениями:
    - Е. Коковин «Детство в Соломбале», рассказы
    - Е. Богданова «Ожерелье Иомалы», «Вьюга», «Лодейный кормщик»
    - Н. Блинов «Костер и парус»
    - Ф. Абрамов «Рассказы»
  • Инсценировка -загадка по произведениям северных писателей

Итоговое дело - брейн –ринг «Писатели Севера»

9

«Жемчужина Севера»

  • Приготовить конкурсную фольклорную программу, используя праздники народного календаря и различные формы фольклора:
  • Русские народные игры, хороводы, частушки, припевки, прибаутки, заклички, пословицы, приметы, северные песни

Итоговое дело - фестиваль «Жемчужина Севера»

класс

Задание к блоку «Родство»

5

«Тайна твоего имени»

  • Знакомство с именами Древней Руси.
  • Отношение христианства к имятворчеству.
  • Влияние революции 1917 г. на выбор имен.
  • Самые распространенные имена на данный момент, в том числе и в классе.
  • Защита самых распространенных имен мальчика и девочки в творческой форме.
  • Выпуск газеты (информация, которую удалось узнать при подготовке; что означают и откуда пришли имена детей в классе).

Итоговое дело - праздник-конкурс «В мире имен»

6

«Семья – семь я»

  • Каждый ученик составляет свою родословную
  • Рассказ о «фирменном» блюде семьи (рецепт также оформляется).
  • Принести вещи, поделки, которые сделаны руками членов семьи. Уметь о них рассказать.
  • Повторить пословицы и поговорки о семье, доме, хозяйстве.

Итоговое дело - игра по станциям «Твоя родословная»

7

«Кто чья родня»

  • Познакомиться с тем как называют родственников, кто кому кем приходится.
  • Узнать об особенностях таких обрядов и праздников как крестины, свадьба, масленица.
  • Вспомнить песни, связанные с этими праздниками и обрядами, а также частушки, в которых упоминаются родственники ( можно сочинить свои).

Итоговое дело - интеллектуальная игра «Удача»

8

«Праздники народного календаря»

  • Знакомство с месяцесловом – земледельческим календарем.
  • Знакомство с основными праздниками народного календаря, приметами, традициями, связанными с ними.

Итоговое дело - «Праздничный калейдоскоп»

9

«Семейная экономика»

  • Представление команд, приветствие соперникам, болельщикам, жюри. (5 мин.)
  • Домашнее задание «Семья и рынок». Каждая команда готовит д/з, как трудно живется семье в таких сложных условиях рынка. Как быть? Как жить? (представление 10 мин.)

Итоговое дело - КВН «Семья и рынок»

 класс

Задание к блоку «Здоровье»

5

«Природа – наш дом»

  • Для чего нужен режим дня?
  • На что способен наш организм?
  • Как поддержать здоровье зимой?
  • Какое питание нужно для растущего организма?
  • Как избегать неприятных стрессовых ситуаций?
  • Как сохранить окружающую среду, из которой мы получаем пищу и лечебные средства.

Итоговое дело - игра по станциям «Природа – наш дом»

6

«По следам Робинзона»

  • Как не навредить природе, когда мы остаемся с ней один на один (например, в походе).
  • Как правильно вести себя в лесу, у водоемов?
  • Как правильно разводить костер?
  • Как оказать первую медицинскую помощь?
  • Как преодолеть препятствия и не заблудиться в пути?

Итоговое дело - эстафета туристического мастерства

7

«Музей вредных привычек»

  • Что вредит детскому организму?
  • Почему так вредно влияние никотина, алкоголя, токсических веществ на растущий организм?
  • Какие существуют другие вредные привычки?

Итоговое дело - КВН «Вредные привычки»

8

«За здоровый образ жизни»

  • Какие опасности ожидают взрослеющих детей из-за необдуманных поступков и их последствий (венерические заболевания, беременность и т.д.).

9

«В мире тысячи профессий»

  • Профориентационная работа с учащимися в течении года
  • Знание учебных заведений города, значение приобретенной профессии, соответствие выбранной профессии
  • Подготовка рисованного фильма или защита профессии в творческой форме.

Итоговое дело - конкурс рисованных фильмов о профессиях или защита профессий.

 

« Назад

Госуслуги
Госуслуги29
dnevnik.png
Национальные проекты
teldov.jpg
добро.рф
Решаем вместе
Есть вопрос?
Контактная информация

Наш адрес:
163044 г. Архангельск, ул. Стивидорская, д.11
Телефон: 89062844034
E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Официальный сайт: http://www.school73.ru